Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их

Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их

■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их кому-нибудь из близких. Закончив, еще раз перечитайте эти пресуппозиции и определите, насколько вы в них теперь верите. И, наконец, тщательно обдумайте, насколько ориентация на все эти пресуппозиции могла бы облегчить вам жизнь и улучшить ваше здоровье (не забудьте о Думающем и Доказывающем).

1.3. Секреты репрезентативных систем

О «картах» и «территории». В своем трехтомнике «Стратегии гениев» Р. Дилтс, уже упоминавшийся мною «авторитет» нейролингвистического программирования и одновременно «отец» одного из самых интересных его направлений — так называемого системного НЛП, — свел все базовые предположения этой изучаемой нами науки, к двум главным: карта — это не Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их территория и жизнь и разум — системные процессы.

Думаю, что второе из этих двух предположений — о системности жизни и разума — ныне, в эпоху системного подхода и царствования Единой Теории Систем, не столь уж нуждается в подробной расшифровке. Тем более, что важнейшее вытекающее из него следствие — о том, что сознание и тело есть части единой биокибернетической системы, — вы уже знаете. А вот первое предположение — про «карту» и «территорию» — требует некоторых дополнений и объяснений.

Я разъясню, что значит «вся эта география», на примере известной притчи о трех слепых, «исследовавших» слона. Если помните, каждый из них ощупал только один фрагмент этого действительно крупного животного: один Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их — ногу, второй — хвост, а третий — хобот. А в дальнейшем эти слепые начисто рассорились, обсуждая вопрос о том, чем же является слон, ибо один утверждал, что слон — это нечто вроде колонны (тот, что ощупал ногу), Другой — что он есть что-то наподобие змеи (тот, что ощупал хвост), а третий — что слон подобен большому червяку (тот, кто исследовал хобот). Так вот, в НЛП абсолютно справедливо утверждают следующее.

Есть окружающая нас действительность — «территория», на которой мы живем (в случае с притчей это слон). И есть «карта» этой «территории», которую мы к настоящему моменту имеем (в данном с притчей случае

— это хвост, ноги и Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их хобот этого слона, которые по отдельности успели воспринять слепые). Вышеприведенный постулат НЛП гласит: «Карта — это не территория» («территория» не равна «карте» — т. е. слон не равен воспринятому: ни хвосту, ни ногам, ни хоботу). Однако главной ошибкой всех живущих на земле людей является предположение, что их собственная «карта» и есть подлинная «территория» («слон равен хоботу/ноге/хвосту»). Будучи глубоко убежденными в непогрешимости своей «карты» (в ее абсолютном соответствии «территории»), мы требуем, чтобы и все остальные воспринимали эту «территорию» в соответствии с нашей «картой» («слон» — это хобот и ничто другое!»). Но ведь «карты» других могут совершенно не совпадать с нашей «картой» («нет Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их, слон

— это хвост!»). Надеемся, что до вас начинает доходить идиотизм жизни в строгом соответствии со своей «картой» и, одновременно, простые выводы, которые делает из наличия различных «карт» и нетождественной им «территории» нейролингвистическое программирование. Приведем некоторые из этих выводов.



1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второй реальности», которая определяется набором его «карт».

2. Находясь в одной и той же ситуации и/или изучая один и тот же предмет, люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по разному — в силу особенности своих «карт».

3. Поскольку поведение человека определяется его «картами», люди, имеющие Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их более точные «карты» «территории», всегда оказываются эффективней тех, у кого эти «карты» менее точные.

4. Так как ни одна «карта» никогда не может в точности соответствовать «территории» (мир познаваем, но никогда не будет до конца познан), зато вполне может устаревать, не поспевая за меняющимся миром, нормальным и экологичным (соответствующим сути жизни) является расширение и видоизменение своих «карт».

5. Более гибкие люди, способные изменять и расширять свои «карты», всегда будут иметь преимущество перед менее гибкими.

Надеюсь, вы кое-что поняли — пока чисто теоретически. Но есть одна, напрямую затрагивающая вас и вполне практическая ипостась базового принципа «карта не есть территория». Скажите, вы ведь, наверное Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их, пытались излечиться от той напасти, которая вас преследует? И, возможно, претерпели неудачу? Не появилось ли у вас в результате предположение о том, что ваша болезнь — это нечто неизлечимое, трудно излечиваемое или излечиваемое только определенными видами процедур и лекарств? Если да, то это абсолютная глупость, в корне противоречащая вышеприведенному принципу. Ведь вы исследовали только часть «территории излечения», а в результате умудрились создать «карту излечимости/неизлечимости». Так вот, НЛП — это совершенно другая «карта», которая охватывает такую часть «территории исцеления», в которую вы, без сомнения, не забредали и не заглядывали. Ну а что касается неизлечимости... Знаете, человека, который забрел в пустыню и сделал из Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их этого вывод, что весь мир — это только песок и жара, можно либо пожалеть, либо назвать Идиотом. Ну а вы-то тогда кто — с этими самыми дурацкими картами «неизлечимости», «несчастливости», «неудачливости» и т. д. Картами, которые описывают только мизерную часть территории жизни. Но в которые вы верите как в истины, высеченные на скрижалях...

Индивидуальные «карты» человека.Откуда берутся «карты» людей? Ну, разумеется, из жизни, каковую мы изучаем каждый по-своему. Что определяет особенности наших карт? Во-первых, уже упомянутый нами жизненный опыт. И, во-вторых, некие характеристики нашей с вами нервной организации. К важнейшим из них относятся Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их используемые человеком (и предпочитаемые им) особенности восприятия (получения) и переработки информации — в первую очередь так называемые репрезентативные системы.

Позволю себе небольшое отступление. Если честно, то все, о чем вы прочитаете в этом разделе, я вначале вообще не собирался включать в свою книгу - Потому что посвятил ее не всем без исключения моделям и положениям нейролингвистического программирования, а только тем из них, которые нужны и важны с точки зрения исцеления. А репрезентативные системы (чуть дальше вы поймете, что это такое) обычно рассматриваются у нас двояко. Теоретически — как один из краеугольных камней фундамента стройного здания нейролингвистического программирования. А практически — как весьма важный элемент НЛП-коммуникаций Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их. Тех самых, просто поражающих обычных людей способностей энэлперов уговаривать и «убалтывать» своих оппонентов так, что те нетолько не заметят, что их уговорили, но даже не поймут, что это произошло! Естественно, что все это оказывается крайне важным и для психотерапии (где нужно уговорить пациента), и для деловых коммуникаций (где следует уговорить оппонента). Главным во всех этих случаях как раз и является определение и учет репрезентативных систем партнера (еще чуть-чуть подождите, и вы о них узнаете). Но (так я размышлял вначале) нормальные (сиречь, компетентные) психотерапевты о факте существования различных репрезентативных систем знают, даже не зная НЛП. А что касается Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их обычных людей, то они-то будут лечить сами себя, а значит изначально в их взаимодействии с самим собой («тихо сам с собою я веду беседу») и «на выходе», и «на входе» будут присутствовать одни и те же параметры репрезентативных систем. Однако когда я начал описывать техники НЛП-исцеления, оказалось, что многие из них просто требуют наличия знаний о репрезентативных системах и ключах доступа. Так что воленс-ноленс мне пришлось обратиться к этой теме — еще и потому, что все-таки, все-таки, все-таки я верю, что эту книгу будут читать не только больные, но и врачи. А Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их уж им без элементарных знаний о НЛП-коммуникации просто не обойтись...

Репрезентативные системы как модели восприятия.Итак, репрезентативные системы. В нейролингвистическом программировании под этим подразумеваются просто-напросто индивидуальные (индивидуальные!) модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Известны пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важны первые три из них — визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический, или иначе, дискретный (Д) — формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Итого Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их получается четыре репрезентативных системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная (УАКД), которыми естественно пользуется в своей жизни любой человек. Однако в том-то и дело, что только одна из них является для него предпочитаемой — своей, родной, понятной, любимой и близкой. И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по НЛП подразделяют (весьма условно!) на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов.

Объясню все это более подробно, так как по опыту тренингов знаю, что эта в общем-то простая информация почему-то не всегда сразу «доходит».

Итак, окружающий мир предстает перед нами в виде образов (V), звуков (А) и ощущений (К). Соответственно, познавая Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их этот мир, мы его видим (V), слышим (А) и чувствуем (К). По мере вступления в более сознательные возрастные категории мы об этом мире можем еще и прочитать, заодно изучая его по глобусу или карте (дискретный канал — Д). Запечатлеваясь в нашем мозгу, все тот же окружающий мир — его слепок — опять-таки предстает в виде образов (V), звуков (А), ощущений (К) и слов/схем (Д) (можете сколько угодно рыться в своей собственной голове — все равно не найдете ничего, кроме этого вот УАКД). Думаю, что это понятно. А теперь — о гениальном открытии энэлперов, до которого в принципе могли бы дойти и вы Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их сами. Как известно, люди не равны в своих способностях— у кого-то что-то получается лучше, а у кого-то хуже. Так почему не предположить, что и их способности познавать мир с помощью «вижу—слышу — чувствую — читаю/изучаю» тоже не равны! И среди этих четырех каналов восприятия у каждого из нас есть один излюбленный, лучше всего освоенный и наиболее часто используемый (или V, или А, или К, или Д). Тот, который и называется в НЛП предпочитаемая репрезентативная система.

Проявление репрезентативных систем в жизни людей.Знали бы вы, сколь многое следует из того факта, что всех нас по признаку предпочитаемой репрезентативной Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их системы, условно можно подразделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Ведь это один из самых мощных «фильтров», определяющих нашу «карту». А так как «карта» задает характер жизнедеятельности человека, то и жизнь, и судьба кинестетически, визуально, аудиально и дискретно ориентированных индивидов во многом создается этими их генетическими предрасположенностями (в настоящее время принято считать, что предпочитаемая репрезентативная система — это врожденное образование). «На старте» жизнь визуалов, аудиалов икинестетиков складывается примерно одинаковым образом. Вас интересует, почему среди вышеперечисленных нет дискретов? А потому, что ими не рождаются, а становятся — как правило, в результате сильной психотравмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов, а то Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их и все сразу. Эти несчастные дети в буквальном смысле увидели (видели), услышали (слышали) или ощутили (чувствовали) что-то такое, что их нервная система оказалась не в силах «разжевать», «проглотить» и «переварить» (пищевая аналогия, которую ввел Ф. Перлз, здесь вполне уместна). И их же собственный мозг «обезопасил» им жизнь, превратив образы, звуки и ощущения окружающего мира в нетревожащие, отстраненные и отчужденные схемы...

Итак, стартуют все одинаково. Потому что свободны в выборе способа познания мира. И визуалы его с интересом наблюдают, аудиалы вслушиваются в окружающее и с удовольствием слушают рассказы о нем, а кинестетики «щупают» столь близкую им Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их предметную среду (если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно увидеть, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать и попытаются разобрать «на детали»).

Равенство представителей трех (нет, уже четырех) типов кончается в школе, ибо большинство преподаваемых там предметов носит преимущественно визуально-дискретный характер. Уже в первых классах отстают, а после переходят в аутсайдеры учебного процесса кинестетики — им ведь почти ничего не дают пощупать, а только все рассказывают и показывают. Чуть дольше Держатся аудиалы — в основном за счет повествовательной части изучаемого предмета. Однако с переходом в старшие Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их классы «сдаются» и они, а первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и вечные «ботаны»-дискреты — именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками.

А потом школа заканчивается. Наступает время выбора жизненного пути. Области деятельности. Профессии. Естественно, что от того, насколько эти самые путь, область и профессия будут совпадать по характеру используемой информации (визуальной, аудиальной, кинестетической и/или дискретной) с предпочитаемой репрезентативной системой осваивающих их человека, в очень сильной степени зависят его успешность и эффективность. Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Естественно также, что из них быстрее и Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их проще получаются музыканты и композиторы. Так же, как из визуалов — художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинесте-тики — везде, где для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, визуалы, то среди скульпторов встречается масса кинестетиков), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам).

Различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их (куда чаще) принять роль «отвлекателя» — например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Кинестетики предпочитают роль «умиротворителя» и — конечно, если их не задели «за живое» — стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а дискреты немедленно принимают роль и позу «компьютера» и суперлогически (а часто донельзя занудливо) начинают объяснять происшедшее.


documentahqphor.html
documentahqpoyz.html
documentahqpwjh.html
documentahqqdtp.html
documentahqqldx.html
Документ Упражнение 6. ■ Выучите наизусть семь исходных пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их