И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница

В целом можно отметить, что гражданское воспитание в советский период нашей страны осуществлялось в системе идейно-нравственного воспитания, большая роль отводилась не урокам, а деятельности школьника в общественных организациях.

Как и любая система, такая система гражданского воспитания

имела и свои положительные и негативные стороны. Ваши родители

и Ваши педагоги имеют опыт жизни в пионерской и комсомольской

организациях, а потому мы предлагаем Вам обратиться к их опыту.

Причём мы уверены, у каждого из них могут быть самые различные

впечатления и воспоминания..

Попытайтесь всё же с педагогической точки зрения выявить в этом

положительные моменты и объяснитьнегативные (например: Что

такое формализм в воспитательной работе? К чему приводит

игнорирование И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница таких принципов в воспитательной работе, как принципы

активности и сознательности личности, принципы самодеятельности

и романтики? Каким должно быть соотношение педагогического

«руководства» и активности самой личности?).

Мы уже отмечали, что в настоящее время в нашей стране ещё только складывается система гражданского воспитания и образования. Сегодня можно говорить о многих интересных наработках как на уровне города, школы, так и на уровне работы отдельного учителя. И всё же особо следует говорить о системе в работе учителя, которая складывается у него в процессе практической деятельности. В двух предыдущих главах Вам было предложено осмыслить те вопросы, которые можно назвать «философией» и «психологией» гражданского воспитания и И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница образования.

Сформулировав свою педагогическую позицию, то есть определив своё понимание понятий и процессов в конкретном аспекте педагогической деятельности, теперь мы предлагаем Вам познакомиться с опытом, который накоплен в практике гражданского воспитания и образования с тем, чтобы помочь Вам сформировать собственную педагогическую систему и определить принципы педагогической деятельности. Как показывает практика, всё новое только тогда имеет значение, когда оно «вписывается» в традиции школы (и страны в целом), когда оно отвечает потребностям времени и основным тенденциям развития общества. Созидая свою систему практической работы, учитель изучает и процесс развития личности, и накапливает знания в области общественных наук, и знакомится с опытом работы своих предшественников и И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница своих современников. И только на этой основе создаёт свою систему работы:

· формулирует цель, задачи и основные направления в работе, которые вытекают из характеристики гражданского развития личности;

· формулирует принципы своей педагогической деятельности, которые позволяют ему решать поставленные задачи и реализовывать основные направления в работе;

· определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, в котором отражаются цель, задачи и основные направления гражданского воспитания и образования;

· продумывает формы и методывоспитания и обучения, с помощью которых достигаются цель и задачи гражданского воспитания и образования, реализуется содержание воспитательно-образовательного процесса;



· определяет формы и виды контроля, на основании которых он может судить об эффективности своей системы И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница. Разрабатывает критерии ипоказатели, на основании которых учитель может судить об эффективности своей системы.

Каждый последующий раздел данной главы поможет Вам познакомиться

с опытом работы известных педагогов-практиков. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому вопросу Вы имеете возможность вносить дополнения, изменять формулировки, то есть адаптировать «чужой» опыт в собственную практику, соотнося его с особенностями своей личности и той ситуации, где будет реализовываться система Вашей работы.

3.2. Цель, задачи, основные направления

и принципы педагогической деятельности

в системе гражданского воспитания и образования

ЦЕЛЬ гражданского воспитания и образования сформулирована в законе «Об образовании»: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница нацеленного на совершенствование этого общества (статья 14).

Однако у каждого из Вас уже сформировалось своё представление о гражданине, гражданственности, гражданской культуре, о тех качествах, которые позволяют личности интегрироваться в современное ей общество. Каждый из Вас составил социально-психологический портрет личности гражданина, что, безусловно, найдёт своё отражение на формулировании задач и выделении основных направлений в системе гражданского воспитания и образования.

Какие из перечисленных ЗАДАЧ гражданского воспитания и образования Вы считаете значимыми? Какие задачи здесь не названы?

В опыте педагогов-практиков называются следующие задачи:

· создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;

· подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница обществе;

· утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России;

· создание условий, обеспечивающих развитие гражданского сознания и самосознания личности, формирование его гражданских чувств и гражданской позиции;

· создание условий, обеспечивающих проявление и развитие гражданской активности личности, её общественной направленности;

· …………………………………………………………………….

· …………………………………………………………………….

· …………………………………………………………………….

Какие ещё задачи в гражданском воспитании и образовании личности необходимо решать для достижения успеха?

Как мы выяснили это ранее, проявление гражданских качеств личности

многогранно, в самом понятии «гражданин» выделяется несколько направлений (или аспектов), потому каждое из них проявляется в определённых качествах и требует И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница специфичного подхода.

Задачи гражданского воспитания и образования можно рассматривать и в

контексте основных направлений гражданского воспитания и образования: гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, политико-правовом, социально-экономическом, историко-культурном… (Возможно, выделение других направлений?).

Гражданско-патриотическое направление ориентирует на развитие в личности любви к Родине, национального самосознания, верности гражданскому долгу, готовности к достойному служению Отечеству. При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности, а патриотизм - как олицетворение любви к своему Отечеству, сопричастность к её истории и культуре, проблемам; как потребность служения Отечеству.

Происходит формирование национального самосознания, любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к своему народу, готовности служению обществу И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница.

До недавнего времени выделяли военно-патриотический аспект в гражданском воспитании личности, направленный на подготовку юношей к службе в армии. Задачами этого направления были: формирование силы, выносливости, ловкости, их решение проходило в военно-спортивных играх типа «Зарница», военно-тренировочных сборах старшеклассников и т.п. Юноши учились стрельбе, кроссовому бегу, метанию мяча и гранаты, подтягиванию, плаванию, знанию топографии и ориентированию на местности, противопожарной защите, элементам гражданской обороны и т.д.

Однако сегодня все эти занятия вызывают противоречивые суждения: одни утверждают, что реализация данного направления в школе – хорошая школа при подготовке к армейской службе, другие видят в этом элементы «военизации» сознания И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница юношей. Кто из них прав? Сегодня это направление сохраняется только в тех школах, где педагогический коллектив видит его значимость.

Духовно-нравственное направление направлено на осознание личностью высших человеческих ценностей, идеалов и ориентиров, которые должны стать нормами и принципами в её повседневной жизни, в практической деятельности и в поведении. В рамках данного направления становится возможным развитие высокой культуры и образованности человека, осознание им нравственных идей, во имя которых он проявляет гражданский долг в выполнении своих гражданских обязанностей.

Политико-правовое направление предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и в государстве, знание правовых норм и принципов, способностей реализовать И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница свои права и обязанности, готовности к защите своих прав и обязанностей. Сюда же можно отнести и задачи, связанные с профилактикой противоправного поведения подростков и развитием их правовой культуры.

Особое значение в современных условиях приобретают задачи, связанные с формированием и развитием у учащихся осознанной необходимости участия в демократических избирательных процедурах путём избирательного права. Юридический всеобуч в рамках гражданского образования должен осуществляться на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении и является не средством подготовки юристов-профессионалов, а инструментом формирования правовой культуры граждан, воспитания их в духе идей естественного права, понимания государства как гаранта и защитника прав каждого человека, формирования законопослушных, критически И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница мыслящих граждан.

Социально-экономическое направление проявляется в решении задач, направленных на формирование у учащихся основ экономического мышления, их адаптации к рыночным экономическим условиям и пониманию происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.

Формирование рыночного сознания в рамках гражданского образования должно стать важной задачей и содержанием обучения на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении. Это будет способствовать ликвидации у граждан страны экономической неграмотности, характерной для современного российского общества.

Особое место в этой сфере задач занимают вопросы функционирования налоговой системы, а потому необходимо формирование понимания того, что уплата налогов И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница – конституционная обязанность граждан, а налоги – основа государственного бюджета.

Историко-культурное направление в гражданском воспитании и образовании ставит своей задачей: помочь растущему человеку познать свои исторические корни и культурные традиции; вызвать чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Изучение исторического и культурного прошлого способствует пониманию особенностей российского менталитета, ценностей, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого поколений.

Одним из основных направлений в системе гражданского воспитания и образования является деятельностный, который предполагает развитие у школьников демократических отношений, умений принимать решения, вести диалог, принимать иную точку зрения. Быть гражданином – это И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница проявлять общественную направленность, быть ответственным, проявлять заботу и толерантность в отношениях с другими людьми. Создание в школе условий для проявления и развития гражданской позиции и гражданской культуры, школьного самоуправления – задача, без решения которой невозможно становление личности гражданина.

Возможно, Вы считаете необходимым рассмотреть задачи гражданского воспитания и образования и в других аспектах? Насколько представленные здесь задачи полно и целостно охватывают процесс становления личности учащегося как гражданина и определяют развитие её гражданственности (гражданской культуры)?

В деятельности педагогов-практиков можно выделить принципы их педагогической деятельности, которые выступают для них как исходные положения, определяющие целесообразность воспитательно-образовательного процесса, его соответствие цели и И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница задачам гражданского развития личности. Принципы, сформулированные педагогом, определяют систему его работы и выступают как требования, реализация которых позволяет достигать успешности.

Принципы педагогической деятельности

· научности,

· демократизма,

· культуросообразности,

· многообразия форм и методов,

· интеграции,

· гуманизма,

· деполитизации,

· деятельности,

· активности и самостоятельности самой личности,

· ……………………………………………………….

· ……………………………………………………….

Как Вы понимаете необходимость данных принципов в решении задач гражданского развития личности? Попытайтесь их обосновать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие ещё принципы Вы считаете необходимым включить в данный перечень?

3.3. Содержание гражданского воспитания и образования

В настоящее время в разных регионах России накоплен собственный опыт осуществления гражданского воспитания и образования на всех ступенях учебного процесса. Гражданское воспитание и образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования, где И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница учитываются национально-региональная специфика и многообразие образовательных подходов.

Следует обратить внимание на то, что в достижении задач гражданского развития личности педагоги нашей отечественной школы исходят из понимания единства гражданского воспитания и образования. В гражданском образовании на первое место выступает процесс воспитания, которому в определённой степени подчинён процесс обучения. Приоритетное значение воспитания в обучении достигается установлением тождества понятий: «обучение правам человека» и «воспитание в духе прав человека». Учащийся подводится к пониманию необходимости соблюдения правовых норм через осознание своих прав и обязанностей. Воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница ценностей и признании многообразия культур и религий как естественной среды существования. Особое значение в гражданском воспитании и образовании придаётся изучению права, которое рассматривается не только как наличие законов, а как регулятор жизнедеятельности общества (то есть как условие осуществления социальной справедливости).

Содержание гражданского (или гражданско-правового) воспитания и образования имеет нормативно-правовую базу. В 90-е годы были приняты документы, на основании которых в воспитательно-образовательный процесс школы стали вводиться новые учебные предметы. Мы предлагаем Вам самостоятельно проработать эти документы, их список прилагается.

На Международной конференции «Гражданское образование в информационный век» (Красноярск, 1998 г.) отмечалось, что «обучение основам гражданственности не следует сводить И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница к одному изолированному учебному предмету или просто к сумме отдельных гуманитарных предметов» (26, с.66). В содержании гражданского воспитания и образования выделяют четыре уровня, уже существующие в России: предметную, межпредметную, воспитательную и институциональную. В практике некоторых учителей выделяется также и проективная.

Предметный уровень – образовательные или учебно-воспитательные программы, включающие в себя преподавание специального курса «Граждановедение» или его отдельных тем в рамках гуманитарных предметов. Возможно преподавание и других учебных курсов.

Межпредметный уровень - передача некоторых сведений и формирование умений, связанных с гражданским образованием, при обучении другим, гуманитарным и негуманитарным предметам.

Воспитательный уровень – организация планируемой внеурочной активности школьников, которая способствует развитию гражданских качеств и умений И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница.

Институциональный уровень – организация школьной жизни, в которой гражданские качества и умения упражняются, где возникала бы ситуативная (не планируемая, но предполагаемая) гражданская активность школьников.

Проективный уровень - участие школьников в решении социально и личностно значимых проектов на уровне города, села, региона, страны.

Рассмотрим содержание воспитания и образования на каждом уровне.

ПРЕДМЕТНЫЙ уровень включает преподавание специальных курсов, таких как «Граждановедение», «Основы права», «Человек и общество», «Современный мир», «Политология», «Народоведение», «Основы учения об обществе», «Кто Я? Кто мы?» и др. Все курсы построены на использовании личностно и общественно ориентированных педагогических технологях.

Рассмотрим некоторые из них более подробно. Эти учебные предметы уже преподаются в И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница школах нашей страны, разработаны учебные программы, подготовлены учебники и учебные пособия. Но пока ни один из данных предметов не вошел в инвариативную часть базисного плана. Однако их включение в воспитательно-образовательный процесс школы может быть на основе его вариативной части.

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ».

Цель этого курса: способствовать развитию гражданского сознания и самосознания личности, её гражданской культуры, подготовка учащихся к жизни в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

В процессе преподавания курса должны решаться следующие задачи:

· формировать целостную научную картину мира, современного общества и мировоззрения;

· познакомить учащихся с политическим устройством общества, его законами, гражданскими правами и обязанностями человека;

· привести к пониманию ценностей И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница демократии как условия полноценного развития человека;

· познакомить учащихся с основными принципами взаимоотношений между государством и личностью, правами человека;

· познакомить учащихся с основами культуры межнациональных отношений людей в общественной жизни;

· познакомить учащихся с важнейшими формами общественной жизни: труд, семья и т.п.

· передача знаний и умений, необходимых для активного участия личности в развитии всех сфер жизни общества;

· развитие критического мышления школьников как одной из важнейших характеристик мышления при анализе социально-экономической и политической реальности;

· развитие умений оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей;

· способствовать накоплению и обогащению социального опыта личности;

· сформировать навыки аналитической мыслительной И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница деятельности;

· способствовать овладению учащимися правовой и политической культурой (позитивным отношением к закону, знанием правовых норм и принципов, готовностью к защите своих прав и прав других граждан);

· способствовать развитию навыков в самопознании, самореализации и самосовершенствовании гражданских качеств и характеристик;

· ……………………………………………………………………….

· ……………………………………………………………………….

Какие ещё задачи гражданского развития личности могут/должны решаться в процессе преподавания курса «Граждановедение»?

Содержание предметного курса имеет свои особенности. Во-первых, содержание курса должно быть интегративным и предусматривать реализацию междисциплинарного подхода, включающего юридические, политические, этические, экономические, экологические и другие виды знаний. Во-вторых, юридический всеобуч должен реализовываться не столько в процессе изложения правовых знаний, сколько раскрытию динамики правотворческого процесса, показу деятельности И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница человека-гражданина в системе его правоотношений.

Ещё один учебный курс, который может быть введён в практику школы, - «ОСНОВЫ ПРАВА». Повышение правового образования в школах рассматривается в качестве фундамента, на котором можно реально развивать правовую культуру граждан. В нормативных документах Министерства образования РФ раскрывается содержание понятия «правовая культура» личности, которая включает:

· глубокие правовые знания;

· уважение к закону;

· навыки законопослушного поведения;

· активность в исполнении гражданского долга;

· готовность лично участвовать в политической жизни и управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.

Большой интерес вызывает разработка данного курса в проекте «Правовое образование в школе» (руководитель – В И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница.В.АГЕЕВ, г. Москва). В этом опыте можно проследить следующую систему ( Цит. по 26, с. 60-61), в которой выделяются три достаточно самостоятельные части:

1. Курс для 7-го класса, который состоит из 8-10 бесед и обсуждения разных ситуаций, относящихся к праву.

2. Курс для 8-9-х классов, который носит вводный характер и называется «Основы правовых знаний».

3. Курс для 10-11-х классов - «Право и экономика, законы и рынок».

Все эти курсы, как считают их разработчики, не должны рассматриваться

как средство подготовки юристов-профессионалов, а быть инструментом правового образования граждан-неюристов, которые должны в результате его изучения разбираться в вопросах правового регулирования хозяйственной деятельности и имущественных отношений в условиях рыночной экономики И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница в той степени, которая обеспечила бы защиту их законных прав и интересов, повысила компетентность в вопросах юридической помощи.

Основные положения концепции данной программы.

Цель преподавания курса – в максимальной степени способствовать развитию правовой культуры учащихся общеобразовательных школ – будущих самостоятельных граждан РФ путём методически обоснованной трансляции учебной информации о правовой системе России, об основных отраслях права и прежде всего о тех нормах права, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в системе рыночной экономики, взаимоотношения её субъектов. Школьникам необходимо показать правовые аспекты рыночных отношений, донести до их сознания правовые сведения о наиболее массовых и актуальных сделках, о базовых законах, регулирующих отношения между покупателем И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница и продавцом, заёмщиком и кредитором, арендатором. Особое внимание уделяется контрактам, которые, в частности, призваны свести к минимуму споры. Должно быть показано, что споры должны решаться с применением норм, правил и положений контракта. Школьники должны узнать о профессии юриста и о функциях независимой судебной власти, чтобы они в своё время активнее использовали юристов и правовые институты в собственной экономической деятельности (26, с. 60).

«ПОЛИТОЛОГИЯ». Данный курс может быть введён в старших классах, особенно гуманитарного профиля. Задача данного курса – познакомить учащихся с политическим устройством государства, развитие политической культуры личности.

В данном курсе возможен анализ следующих вопросов: политика как явление; власть; человек и власть И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница; политическое лидерство; государство как социальный институт; политические партии; политическая культура; тоталитаризм и авторитаризм; демократия; политические конфликты и кризисы; международная политика и др.

Большой интерес в практике гражданского образования представляет пропедевтический курс для начальной школы, разработанный на региональной основе: «КТОЯ? КТО МЫ?» (авторы С.Л.ПОСМИТНАЯ и О.Ю.СТРЕЛКОВА, г. Хабаровск). Данная программа решает следующие задачи:

· формирование социального опыта учащихся начальной школы, адаптация школьников к выполнению ими их социальных ролей;

· развитие у детей возможных для данного возраста пропедевтических учебных навыков, необходимых им для дальнейшего образования в основной школе;

· воспитание доброго отношения к людям, развитие коммуникативных способностей.

Программа состоит И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница из трёх частей:

1. «Я – человек» (для 1 класса) предполагает исследование ребёнком своих важных ролей «я – ученик» и «я – ребёнок». Первая половина данной части программы призвана помочь детям в адаптационный период овладения ролью ученика и в формировании мотивации учения. Вторая – предполагает знакомство с собой как членом общества людей, то есть малолетним человеком.

2. «Я – хабаровчанин (горожанин) (для 2 класса). Данная часть программы предполагает знакомство со своей ролью горожанина, для других районов – селянина; по предложенному алгоритму школьник знакомится с жизнью и деятельностью той малой Родины, в которой он живёт.

3. «Я – гражданин» (для 3 класса). Эта часть программы предполагает знакомство с окружающим миром на более И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница высоком уровне, с позиции гражданина своей Родины – своего края, России, планеты Земля(26, с. 85).

Мы познакомили Вас только с некоторыми программами, известными по

публикациям в педагогической печати. Как Вы уже смогли заметить, возможна их вариативность. У Вас есть возможность выбора, а по мере приобретения собственного педагогического опыта Вы вполне сможете создать и свой авторский курс.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ уровень даёт возможность интеграции знаний как в гуманитарных, так и естественнонаучных предметах целостного воспитательно-образовательного процесса школы. Интегративность проявляет себя в развитии одного и того же понятия (явления, процесса) в разных учебных дисциплинах. Это позволяет учащимся осмыслить объём школьных знаний, необходимых в реальной жизни комплексно И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница; освоить приёмы и способы различных наук для анализа социальных ситуаций с позиции целостности; становится возможным преодолеть «редукционизм» традиционного подхода, разделяющий сложную, целостную картину социальной жизни на простые фрагменты (учебные предметы).

Опыт показывает, что задачи гражданского образования могут решаться и без спецпредмета, но тогда особую роль должны играть гуманитарные предметы: «История», «Обществознание», «Литература», «Человековедение», «Мировая художественная культура» и др. Именно здесь могут передаваться знания из области участия гражданина в общественной жизни и обсуждаться острые общественные проблемы.

На уроках естественнонаучного цикла также возможно стимулирование гражданских чувств и позиций, например, раскрывая личностный аспект в становлении науки в целом, открытии её законов, учитель И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница обращает внимание учащихся на гражданство учёного, показывает его ответственность за использование научных решений перед лицом человечества (атомная энергия, клонирование, лечение болезней и т.п.).

Однако данный уровень всё же следует рассматривать как логическиепродолжение предметного, так как, на наш взгляд, достаточно трудно в рамках других предметах (на которых также решаются важные задачи общего развития личности) представить граждановедческие знания полно и систематично.

Очень популярными в последнее время являются межпредметные программы (экологические, культурологические и др.) и интегративные уроки (когда преподаватели разных предметов решают или анализируют совместно одну проблему).

ВОСПИТЕЛЬНЫЙ уровень. Гражданское воспитание рассматривается

как целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу молодого человека. Оно включает И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница в себя создание условий для проявления гражданских качеств личности, сохранение и развитие социального успеха, достигнутого на предыдущем уровне.

Центральным звеном в воспитательном процессе выступают, как минимум, два аспекта: а) предъявление в эмоционально-насыщенной форме позитивных ценностей (это становится возможным в процессе включения школьников в привлекательную для них, социально значимую совместную деятельность); б) создание условий для личностного самоопределения и выбора в поле этих ценностей.

Ключевыми вопросами и проблемами воспитательного уровня являются:

Подражание: «Кому подражать?» – проблема позитивных героев и кумиров.

Идентификация: «С кем Я?» - проблема расширения числа детских, подростковых общностей.

Институализация: «Где Я?» – проблема увеличения форм работы, которые несут воспитательный заряд.

Субкультурность И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница: «Вы понимаете мой язык?» - проблема освоения педагогическим сообществом современных субкультурных феноменов.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ уровень предполагает организацию школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школы создавалось правовое пространство, в котором личность могла бы проявлять свою гражданскую активность. Такая атмосфера в школе должна побуждать и учащихся, и педагогов обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними. На данном уровне возможно:

· создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности школьника как гражданина государства;

· формирование ценностных установок учащихся и учителей, ориентированных на демократические и правовые отношения в школе;

· осознание школьным сообществом связи и зависимости законотворчества и законодательства в школьном правовом пространстве И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества;

· использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;


documentahqmlpp.html
documentahqmszx.html
documentahqnakf.html
documentahqnhun.html
documentahqnpev.html
Документ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ 5 страница