АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ

Прежде, чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки относится надежность и валидность.

Надежность,это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость или стабильность результатов опроса к действию посторонних случайных факторов.

На устойчивость или стабильность результатов влияют следующие факторы:

· состояние и настроение обследуемых;

· мотивация испытуемых к опросу;

· эргономические факторы: освещенность, температура в
помещении, вибрация, шумы и т.п.;

· характеристика деятельности: монотонность-динамичность, помехи и др.;

· степень обучаемости или натренированности испытуемых и др.

Надежность результатов зависит также от изменчивости инструмента АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ психологического измерения и факторов стабильности самой процедуры. Таким образом, надежность есть степень согласованности результатов опроса, получаемых при первом и последующих измерениях.

Чем ближе полученный коэффициент корреляции подходит к единице, и наоборот, тем выше надежность. На практике наиболее широко применяются шесть типов надежности:

· ретестовая;

· параллельных форм;

· частей теста;

· по Кудеру - Ричардсону;

· интерпретатора или оценщика;

· стандартная ошибка измерений.

При работе с клиническими опросниками надежность методики определяется путем сравнения интерпретаций результатов двумя или более экспертами-психологами. Высокие коэффициенты корреляции между ними показывают надежность оценки.

Валидностью,как элементом достоверности психодиагностического измерения свойств субъекта, называется мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свойств АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ или их роли в той или иной деятельности человека. В теории выделяют два основных типа и, по крайней мере, одиннадцать видов валидности методик.

Валидность, по своей сути, является комплексной характеристикой, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практичность [1].

Различают два типа валидности - внешнюю и внутреннюю.

Внешняя валидностьесть мера возможности распространения полученных результатов на генеральную совокупность. Внешняя валидизация осуществляется путем расчета репрезентативности экспериментальной выборки при отработке опросника и перекрестной валидизации, то есть определения валидности опросника на выборке, отличающейся от той, на АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ которой отрабатывался стимульный материал и задания к опроснику.

Репрезентативность выборки, это представительность экспериментальной выборки, которая отражает основные свойства генеральной совокупности. Репрезентативность определяется путем сопоставления качественных и количественных характеристик экспериментальной выборки с характеристиками исследуемой популяции с целью определения их однородности.



К качественным характеристикам могут быть отнесены:

· социально-демографические;

· видовые;

· интеллектуальные или образовательные;

· профессиональные и другие характеристики популяции (группы), которые являются предметом исследования или существенно влияют на него.

Количественная характеристика экспериментальной группы, это минимальная ее численность, сохраняющая свойства генеральной совокупности.

Перекрестная валидизация производится путем апробации опросника на выборке, отличающейся от экспериментальной. Перекрестная валидизация осуществляется для того, чтобы определить границы применения методики по АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ критерию "характеристика популяции", для определения уровня развития свойства у детей, подростков, мужчин, женщин, определенной группы специалистов и т.д. В ходе перекрестной валидизации рассчитываются коэффициенты корреляции между одними и теми же показателями, полученными в результате обследования разных групп испытуемых [2, 3, 8].

Внутренняя валидность,это мера соответствия применяемых оценок уровню развития измеряемого свойства. Она состоит, по крайней мере, из пяти элементов:

а) концептуальная или теоретическая валидность - теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства данным психодиагностическим средством;

б) содержательная валидность - степень репрезентативности содержания заданий измеряемой области психических свойств;

в) конструктная валидность - степень репрезентативности исследуемого психологического конструкта (фактора, свойства) в полученных результатах;

г) операционная АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ валидность — степень репрезентативности в конкретных экспериментальных операциях реальных операциональных условий психической деятельности;

д) эмпирическая валидность — совокупность характеристик валидности опросника или теста, полученная сравнительным статистическим способом оценивания. К этим характеристикам относятся, так называемые, очевидная и критериальная виды валидности.

Очевидная валидность, это представление о тесте или опроснике, сфере их применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого и другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики.

Критериальная валидность — комплекс характеристик, включающий текущую и прогностическую валидность методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определённому кругу критериев развития измеряемого свойства.

Эмпирическая валидность измеряется при помощи коэффициентов валидности АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ.

Текущая (диагностическая, конкурентная) валидность - мера способности опросника или теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Текущая валидность опросника определяется исходя из его "трудности" и мер изменчивости измеряемого признака [2, 3, 5, 8, 12].

Таким образом, надёжность и валидность дают возможность измерять психологические переменные на соответствующем уровне достоверности, который диктуется практикой социальных исследований.

Вопросы по теме

1. Чем отличаются анкеты от опросников?

2. Каковы недостатки этих методов? Как они преодолеваются?

3. Назовите основные виды опросников.

4. Что такое надёжность методики? Назовите виды надёжности.

5. Какие характеристики личности определяют наиболее популярные опросники?

6. Какова процедура разработки анкеты?

7. Что такое валидность? Назовите её основные виды.

8. Дайте определение понятию "стандартизация методики". Что понимается под стандартизацией?


documentahqieqz.html
documentahqimbh.html
documentahqitlp.html
documentahqjavx.html
documentahqjigf.html
Документ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ